Администрация сельского поселения "село Куйсун"
Магарамкентский район

О муниципальном образовании

              История родного села
Изучая историю своего села, мы нашли много исторических фактов, которые изложены далее. Как и все лезгинские сёла, мы проживали в тяжелейших жизненных условиях, несколько раз переселялись с одного места на другое, в поисках, как-то облегчить свою жизнь и жизнь своих потомков.
Процесс образования лезгинских селений прошёл длительный путь исторического развития от небольших  поселений родового типа к крупным современным селениям.
Этот процесс переживало и наше селение – Куйсун. Наименование села "Къуюстан" образовалось из двух слов "къуй" - колодец, "стан"- страна. 
По сведениям старожилов, с Куйсун образовался более 400 лет назад. Основателем его считают человека по имени Айвив. Нам известно, примерно, 4 места основания нашего села. Современное село - 4 по расположению.
Первое село находилось на высокой плоскости "Пел", которую в настоящее время называют "Жумун къелемар" (айвовый сад), он полностью охвачен лесом. 
Однако, святое место "П1ир" (Сифрежаб буба),  куда идут и в настоящее время жители нашего села и другие, с просьбой вылечить их от недугов и болезней, а также могильные камни говорят о том, что здесь было поселение. Занимались жители этого села, в основном, как и во всём Дагестане, земледелием и животноводством, а также обработкой глины. Свидетельством этому являются куски гончарных изделий из красного кирпича, которые до сих пор можно найти на территории села. Святое место "Пир" тоже построен из этого материала.
Несколько ниже от села (300-400 м) находится родник - "П1ирин булах"- (Святой родник), сохранившийся до сих пор. Раньше в этом роднике- рассказывают старожилы- было очень много воды и хватало для всего села, и для жителей и для животных, а сейчас родник почти высох из-за того, что его не очищают. Родник окружают большие вековые дубовые, буковые деревья, которым более 150 лет. 
Территорию родника, как святое место, наши односельчане берегут, запрещается вырубать там лес, собирать хворост, а также загрязнять мусором. 
Прошли годы и жители села Куйсун переселились на новое место жительства, недалеко от современного села, которое называлось "Ч1уру хуьруьн синт"  (возвышенность старого неполного села)- это второе образование села.
 Сюда, скорее всего, переселились несколько хозяйств, об этом говорят  руины фундаментов старых домов. Немногими годами  позже оставшиеся хозяйства переселились на новое место (3-е образование села, вблизи современного кладбища на возвышенности). Свидетельством тому, являются сохранившиеся до сих пор стены мечети и развалины старых домов. 
Сюда переселились и остальные жители, которые обосновались на территории 2-го поселения села. 
Этому образованию, говорили старожилы, было более 150 лет. Строительство современного четвёртого переселения с. Куйсун началось в 1950-60-х гг. в нижней части канала им. "Октябрьской революции" , проложенного 1920-х годах.  Сюда переселилось всё население старого села и даже  некоторые жители из соседних сёл. 
Новое село было построено без всякой помощи извне. С утра до вечера «куйсунцы» трудились в колхозе, а в свободное время занимались строительством домов, помогая друг другу. Впервые годы образования села руководители колхоза  запрещали строительство, под угрозой сноса, так как мешало работе в колхозе и выполнению производственного плана колхоза. Но село в кратчайший срок всё равно было построено. 
Куйсунцы были очень трудолюбивыми, они имели 1000 га богарных и столько же поливных земель, где в основном выращивали зерновые и цветущие сады: яблоки, груши, сливы и др. 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie